Как избежать катастрофических рисков?
Какие мы знаем риски, с которыми сталкивается бизнес:
- стратегический
- риск соответствия
- операционный
- финансовый
- репутационный (имиджевый)
Для успешной стратегии управления рисками, вам нужно иметь больше конкретной информации по каждому. По-простому, нужно иметь способ оценки риска. Для начала, задайте себе серию вопросов «Что, если…?» Например, стратегический риск: что, если многократно увеличилась стоимость нашего сырья? Или, что будет, если сильный конкурент войдет на рынок и начнет ценовую войну?
Риск соответствия: что, если государство решило применить новые ограничения на нашу основную деятельность? Или, если при выходе на другие рынки, у нас появятся новые нормативные требования?
Какие операционные риски: какую мы несем ответственность за потери от хищения/ мошенничества в коллективе или от человеческой ошибки? Или, надежны наши системы и технологии?
Наши финансовые риски: что, если банк повысит проценты по нашим кредитам? Сможем ли мы оплатить? Или, что произойдет, если наши клиенты не оплатят нам в срок отгруженные счета?
Репутационный риск — это тоже важно. Например, что если кто-то из ключевых сотрудников стал участником скандала? Или, как повлияет на наш бизнес огромное количество плохих отзывов или негативных комментариев к социальных сетях?
Итак, отвечая на эти вопросы мы их оцениваем по 5-ти бальной шкале, например:
- маловероятно
- весьма маловероятно
- средняя вероятность
- вполне вероятно
- скорее всего
Это звучит просто, но это возможно сложный шаг, особенно для неопытных владельцев бизнеса. И тут важно пообщаться с более опытными людьми или консультантами, у которых за плечами много наработанных проектов. После этого, мы оцениваем влияние этих событий на наш бизнес. Лучший способ подумать о влиянии — это то, сколько денег вы потеряете. Учесть надо как прямую стоимость сделки с событием, так и потерю дохода, которого вы не получите. Далее, создается оценочная карта риска, в которой суммируются эти риски и их относительную важность. Например, когда новый конкурент снижает цены. Вероятность — 2, влияние — 5, оценка риска — 10. Или, ваш коммерческий директор увольняется. Вероятность — 4, влияние — 4, оценка риска — 16
Что главное в расчете? Чтобы их оценить таким образом, который имеет смысл для вашего бизнеса, чтобы вы могли попытаться определить наиболее важные из них. После чего, составляется план управления рисками — это главная вещь, которые вам надо сделать для своего бизнеса.
Есть еще один путь решения проблемы: посмотреть в сторону покупки готового бизнеса, который уже много лет ведет опытный франчайзер. Я не говорю об отсутствии рисков, но , есть возможность обо всем узнать заранее и легче просчитать.