Консалтинг

От младенчества к профессионализму

                            

Согласно исследованиям Ицхака Адизеса, жизненный цикл компании проходит несколько ступеней. Давайте подробно остановимся на каждой из них.

Первая ступень -это просто идея, мечта предпринимателя, когда горит его взгляд от рассказа о том,  что он сделает и что у него будет за компания. По сути — это создание собственной мотивации, чтобы двигаться дальше, найти свою команду и вместе реализовывать задуманное. У многих это получается. Но на этом этапе,  при первых признаках трудностей, инициатор создания дела может слиться, и команда, не закалившись в суровых реалиях, разбегается. Этот период может растянуться на год -полтора.

Второй этап наступает, когда владелец еще не окрепшей компании, начинает брать кредит и отдает 40% инвесторам. После этого приходит время впахивать, чтобы отработать не только сам кредит, но и проценты с него. Это приводит к потере интереса вообще и приверженности своей идее в частности, потому что выйти из кредитной кабалы нелегко, а постоянно находиться в стрессовой ситуации не каждому по силе. И после нескольких лет борьбы учредитель сдается и, в лучшем случае, продает бизнес.

Может все пойти по другому пути, когда у компании успешный продукт, люди работают за идею, верят в него и он хорошо продвигается. Компания выживает и процветает, дело даже идет к расширению, если основатель предусмотрел все ошибки своих конкурентов, систематизировал процессы, вел жесткий учет и контроль за показателями. На этом этапе компания сталкивается с другой проблемой: ограничением убеждений основателя. Такая ловушка может возникнуть из-за того, что основатель либо не желает, либо не может эффективно делегировать и децентрализовать контроль за процессами. На этом этапе сейчас находятся большинство компаний. Их нельзя назвать  не успешными, но они застряли на одном уровне и вопрос времени, когда они перейдут на следующий этап. А это просто неизбежно, потому что, если компания не развивается, она деградирует, и может получится так, что профессиональные менеджеры уйдут из компании, создав свою или перейдя в более успешную компанию.

Если менеджеры убегают, то компания возвращается на предыдущий этап и все начинает с нуля. Происходит перелом.  Если основатель передает функции управления профессиональным менеджерам, и не контролирует процесс, то это может привести к преждевременной потере власти в компании. А снижение предпринимательской активности лишает компанию перспектив.

Верхняя часть жизненного цикла компании характеризуется стабильными финансовыми показателями, максимальной жизнеспособностью и наличными средствами. На этом этапе самое главное не упасть вниз. Первым признаком «старения» (загнивания, упадка) компании, является наличие таких симптомов, как самодовольство основателя, изменение в отношении, мировоззрении и поведении лидеров компании. Компания начинает терять дух творчества, инноваций и желания меняться. Люди полагаются на свой прежний опыт ведения работы, не ищут новых путей, их выбор становится консервативен.

На этой стадии компания может или умереть или возродится заново, введя жесткую бюрократию (что все равно, в последствии приведет к смерти). Чем плоха бюрократия? Весь фокус перемещается в контролирующие функции. Каждый день наполнен системами, формами, процедурами и правилами. Вместо ответов и обещаний, люди ведут переписку. Эта среда с низким стрессовым уровнем. Бюрократия поражает не только внутреннюю атмосферу компании, но и переходит на работу с клиентами, которых поджидает тяжелый процесс получения услуги или товара. В таких случаях, компании начинают терять клиентов. Поэтому многие балансируют на грани банкротства.

Проблемы, которые любая компания преодолевает на каждом этапе развития, возникают в результате роста и успеха компании, а также внешних изменениях на рынке. Эта простая, неизбежная реальность показывает представления о природе рождения и смерти организации.

Подписывайтесь на блог, продолжение следует…

One Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *